Многие ли из вас, уважаемые
читатели, задумывались над простым
вопросом: почему при упоминании словосочетания «сетевой маркетинг» вы в лучшем
случае равнодушно пожмете плечами, а в худшем, презрительно хмыкнете?
Скорее
всего – немногие. Это происходит автоматически, и подобная, в целом –
негативная, реакция, кажется, прочно уже укрепилась в подсознании наших с вами
сограждан. А ведь в большинстве экономически развитых стран MLM-бизнес является весьма уважаемым
игроком рынка, а сетевые компании занимают существенный его сегмент.
Ну что ж,
как и многие другие «особенности национального самосознания», эта аномалия
возникла не на пустом месте. Среди множества факторов, породивших подобную
реакцию, можно выделить несколько наиболее существенных. Значимость этих
факторов в выработке общего негативного отношения оценить трудно, поскольку она
различна для каждого человека. Поэтому перечислим их в произвольном порядке. 1. MLM-компании относятся к
негосударственному сектору экономики, а значит в представлении многих и многих
являются просто «частными лавочками». А уж отношение к «частным лавочкам» у нас
сформировано давно и, пожалуй, запрограммировано на генном уровне. Частное –
значит, некачественное. Частное – значит, несерьезное, временное. Частное – значит, целиком и полностью в целях
собственного обогащения. 2. Понятие
«сетевой маркетинг» в сознании огромного количества людей тесно переплетено с
таким явлением как «финансовая пирамида». Подобное сопоставление вряд ли идет
на пользу имиджу MLM-концепции. 3. Навязчивость,
въедливость, «доставучесть» - основные черты, прочно ассоциирующиеся у нас с
образом «сетевика». Кому доставляет удовольствие, когда его настойчиво
агитируют, преследуют, хватая за рукав, убеждают покупать то, что ему
совершенно не нужно, но зато «только сегодня, только для Вас и в два раза
дешевле, чем завтра, потому что – акция!» Все эти лучезарно улыбающиеся
представители канадских фирм вызывают лишь одно, но очень стойкое желание –
побыстрее спустить их с лестницы. Что ж, всего
этого более чем достаточно, чтобы развить у любого нормального человека стойкую
антипатию. Но давайте подумаем, насколько все это соответствует
действительности.
Достаточно
четкий ответ на вопрос о жизнеспособности MLM-бизнеса дал недавний всемирный экономический кризис. В то
время как многие госпредприятия вынуждены были сокращать производство,
проводить многочисленные увольнения персонала, сетевые компании проводили
активное рекрутирование новых членов. Были, конечно, и среди них такие, которые
понесли серьезные убытки, но мы говорим не о частностях, а о явлении в целом.
Подобная «живучесть» легко объяснима. Сетевые компании в большинстве своем не
тратят или тратят незначительное количество средств на рекламу. Высвободившиеся
финансовые ресурсы (весьма значительные) вкладываются в расширение
производства, научные изыскания, усовершенствование технологического процесса.
Принцип прямых продаж исключает из цепочки продавец – покупатель посредников,
которые, если и добросовестны, то в любом случае способствуют увеличению
отпускной цены. Ни одна государственная торговая компания не имеет таких
заинтересованных, внимательных и благодарных покупателей, как сетевая компания.
Потому что только в сетевом бизнесе возможна ситуация, когда покупатель
одновременно является и продавцом. Только в сетевом бизнесе участники процесса
(покупатели-продавцы), получая доход сами, способствуют росту благосостояния компании.
Так что в смысле вовлечения в свою деятельность «ширнармасс», MLM-компании в большей степени
«общественные», нежели «частные».
Что
касается отождествления с «финансовыми пирамидами», тут уж вовсю постарались
недобросовестные СМИ. Явления эти (MLM и «пирамиды») зародились на просторах
нашей необъятной Родины практически одновременно в эпоху повальной перестройки
и всеобщей гласности, и зачастую упоминались вместе в одном контексте, что
постепенно и привело к неизбежному и неутешительному для одного из них
результату. А ведь на самом деле разница между ними принципиальна. Если первые (сетевые компании) занимаются производством товаров, используя для их реализации принцип "из рук в руки", то вторые создаются с целью перераспределения денежных потоков, направляя их от одних будущих "обманутых вкладчиков" к другим до тех пор, пока распределяющая труба не перекрывается, а все излишки не оседают в карманах творцов пирамид. В то же время общее у этих явлений только одно – методы воздействия
на простого обывателя, используемые всеми «пирамидами» и многими сетевыми
компаниями, а именно – обещания, уговоры, ложь. Но тут мы уже плавно переходим
к третьему пункту «обвинения».
Да,
несимпатичный образ «сетевика-затейника», к сожалению, прочно вошел в обиход. Виноватых
искать долго не надо. Это те многочисленные представители MLM-компаний, кто решил тупо перенести
американскую методику продажи товаров на нашу черноземную почву. Ну не
приживается она у нас, не тот у нас менталитет, нельзя нам «впаривать» что-то
против нашей воли. Мы любим сами выбирать, что нам необходимо, а не ждать
подсказок чужого дяди, желающего осчастливить нас во что бы то ни стало. К
сожалению, многие сетевики в своем неукротимом желании продать товар любой
ценой часто обещают больше, чем могут дать сами или может дать предлагаемый ими
товар. Можно винить в этой ситуации самих «исполнителей», можно – лидеров тех
компаний, которые обучают подобному стилю ведения торговой деятельности своих
партнеров. В любом случае не следует проецировать эту методику на весь MLM-бизнес. Как обычно,
любую, даже самую благородную идею можно опорочить нечистоплотностью или просто
недалекостью конкретных воплотителей идеи в жизнь. Пресловутый «человеческий
фактор» - никуда от него не деться.
Но давайте попытаемся
вырабатывать свое отношение к тому или иному явлению исходя из объективных
оценок. А это значит, что нужно принимать во внимание и те компании, в которых
поняли значимость психологического аспекта, сделали правильные выводы и требуют
от своих лидеров любого уровня выполнения простых принципов: быть честным, не
обещать больше, чем можешь дать, создать ситуацию, когда человек сам жаждет
общения с тобой, а не ты навязываешь ему общение. Таких компаний тоже немало.
Позитивный подход к жизни требует ориентироваться на лучших представителей
своего вида. Не будем ему противоречить.
Предлагаем познакомиться с
деятельностью, продукцией, сотрудниками компании ННПЦТО. Может быть, это
поможет вам выработать положительный условный рефлекс на словосочетание
«сетевой маркетинг».
|